logo
map
letter
home

Тел.: (495) 988-40-91

Моб. тел.: (916) 721-54-99

В 2020 году журналу
ИСПОЛНИТСЯ
90 ЛЕТ!

РУБРИКИ

Творчество
наших читателей

ЧИТАЙТЕ
Автор С.И. КАЛИНИЧЕНКО
ГИМН СВИНЬЕ >>>

СТАТЬИ ИЗ НОМЕРА

DOI: 10.37925/0039-713X-2020-6-8-10
УДК 636.4
ЭКСПЕРТНАЯ ПОДДЕРЖКА ВНЕДРЕНИЯ НДТ В ПРОМЫШЛЕННОЕ СВИНОВОДСТВО

В.Х. ФЕДОРОВ1, доктор с.-х. наук, профессор кафедры биологии, морфологии и вирусологии, И.Ю. СВИНАРЕВ1, доктор с.-х. наук, профессор кафедры частной зоотехнии и кормления с.-х. животных, О.В. ГРЕВЦОВ2, кандидат мат. наук, начальник отдела легкой, строительной и сельскохозяйственной промышленности, руководитель секретариатов Бюро НДТ, В.В. РУДОМАЗИН2, зам. начальника инжинирингового центра, 1Донской государственный аграрный университет, 2ФГАУ «НИИ «ЦЭПП»

Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 года №2674-р интенсивное свиноводство подпадает под перечень областей применения наилучших доступных технологий (НДТ). На основании установленных требований с учетом категорирования всех объектов по степени их негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) для свиноводческих предприятий I категории должны использоваться новые принципы экологического нормирования, вводиться обязательность подтверждения соответствия НДТ, автоматический контроль выбросов и сбросов загрязняющих веществ на источниках. В статье приводится информация о текущем состоянии процесса разработки и внедрения НДТ в России, а также формировании экспертного сообщества, обеспечивающего гармоничный переход на новое технологическое нормирование.

Ключевые слова: наилучшие доступные технологии, свиноводство, комплексное экологическое разрешение.

Expert support for implementation of the best available technologies implementation in industrial pig-breeding

FEDOROV1, doctor of agricultural sciences, professor of the department of biology, morphology and virology, I.Yu. SVINAREV1, doctor of agricultural sciences, professor of the department of private animal science and feeding of farm animals, O.V. GREVTSOV2, candidate of mathematical sciences, head of the department of light, construction and agricultural industries, head of the secretariats of the BAT Bureau, V.V. RUDOMAZIN2, deputy head of engineering center, 1Don State Agrarian University, 2FSAU NII CEPP

In accordance with Russian Governmental Decree No 2674-p issued on December 24, 2014, intensive rearing of pigs lies within an application field for the development of best available techniques (BAT). Current legislative requirements apply to all pigstries with significant environmental impact (Category I objects) and oblige Category I sites to comply with BAT, install and maintain automatic monitoring system on stationary emission sources to air and water within industrial site. The article provides information on the current state ofBAT development and implementationin Russia, as well as the formation on expert community that ensures a harmonious transition to a new technological regulation.

Keywords: best available techniques, rearing of pigs, integrated environmental permit.

 

 

Текущее состояние процесса разработки и внедрения НДТ

Национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Указом Президента РФ в 2020 году, направлены на обеспечение устойчивого научно-технологического и социально-экономического развития страны, улучшение качества жизни населения, создания условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека [1].

Обозначенные главой государства цели беспрецедентны и по сложности, и по масштабу. Для их достижения потребуется сформировать условия для экологически ориентированного экономического развития России, важнейшим элементом которого является внедрение наилучших доступных технологий в базовых отраслях промышленности, сельского хозяйства и топливно-энергетического комплекса [2].

Внедрение НДТ означает создание высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося с учетом экономически доступных и экологически обоснованных технологий на основе современных решений [3].

Экспертная поддержка внедрения НДТ может быть решена в рамках функционирования системы оценки и экспертного сообщества НДТ, создание которых - одна из задач федерального проекта «Внедрение наилучших доступных технологий», включенного в национальный проект «Экология» [4].

В настоящее время промышленное свиноводство относится к наиболее высокотехнологичным отраслям АПК. Современные свиноводческие предприятия имеют высокий производственный потенциал, позволяющий не только обеспечить лидирующие показатели производства на мировых рынках, но и решение задач повышения ресурсоэффективности при сокращении негативного воздействия на окружающую среду [5].

Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 года №2674-р интенсивное свиноводство подпадает под перечень областей применения НДТ [6].

По степени негативного воздействия на окружающую среду [7] свиноводческие предприятия I категории должны согласовываться с принципами экологического нормирования, вводить обязательное подтверждение соответствия НДТ, автоматический контроль выбросов и сбросов загрязняющих веществ на источниках [5].

Получение такими предприятиями комплексного экологического разрешения (КЭР) не позднее 31 декабря 2024 года является одним из этапов подтверждения внедрения НДТ.

В состав заявки на КЭР, подаваемой предприятиями в Росприроднадзор, должна быть включена следующая информация [14]:
‒ расчеты технологических нормативов;
‒ расчеты нормативов допустимых выбросов, допустимых сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (I, II класса опасности), при наличии таких в выбросах, сбросах загрязняющих веществ;
‒ обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
‒ проект программы производственного экологического контроля;
‒ программа создания системы автоматического контроля;
‒ программа повышения экологической эффективности (ППЭЭ) в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов и (или) технологических нормативов.

При этом следует отметить, что технологические нормативы рассчитываются на основании показателей выбросов, сбросов, установленных в информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям (ИТС НДТ) для соответствующих производств.

Согласно законодательству для свиноводческих предприятий разработка отраслевого ИТС НДТ и определение технологических процессов, оборудования, технических способов, методов в качестве НДТ при интенсивном разведении свиней осуществлялась членами технической рабочей группы (ТРГ 41) в 2016‒2017 годах [8, 9].

Работа проводилась с привлечением максимально широкого круга представителей федеральных органов исполнительной власти, отечественных сельхозпроизводителей, производителей и поставщиков оборудования и машин для сельского хозяйства, а также профильных общественных союзов и объединений, научных и образовательных организаций, институтов развития и технологических платформ, инновационных территориальных и агропромышленных кластеров.

Разработка проекта ИТС «Интенсивное разведение свиней» осуществлялась на основе информации, собранной в процессе анкетирования предприятий агропромышленного комплекса. Определение технологии в качестве НДТ проводилось членами ТРГ 41 по критериям, закрепленным положениями Федерального закона №7-ФЗ [3].

Решения по ключевым вопросам при разработке этого проекта принимались путем голосования абсолютным большинством голосов полноправных членов.

Проект «Интенсивное разведение свиней» утвержден в декабре 2017 года [10], а на основании заложенной в нем информации Минприроды России в 2019 году утвержден нормативный документ в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий интенсивного разведения свиней» [11].

Следует отметить, что, если предприятие осуществляет воздействие на окружающую среду с превышением технологических нормативов, оно обязано разработать программу повышения экологической эффективности, содержащую мероприятия по модернизации производства с целью достижения технологических нормативов. Проект ППЭЭ подлежит рассмотрению и одобрению межведомственной комиссией, деятельность которой обеспечивает Минпромторг России [12, 13].

Таким образом, для предприятий промышленного свиноводства на законодательном уровне обеспечены все возможности для перехода на новое технологическое нормирование, а также отлажен процесс регулирования отношений между представителями власти и хозяйствующими субъектами в ходе технического перевооружения и внедрения НДТ [14].

Экспертная поддержка внедрения НДТ

Один из ключевых вопросов при переходе на новую систему регулирования на основе НДТ ‒ соответствует ли предприятие требованиям НДТ или нет, или существующие на объекте НВОС технологии лучше НДТ.

Экспертная поддержка принятия указанных решений может быть обеспечена в рамках функционирования системы оценки НДТ и создания экспертного сообщества НДТ, которое осуществляет Бюро наилучших доступных технологий (Бюро НДТ) в рамках информационно-аналитического сопровождения внедрения НДТ в России [17].

Основной целью создания системы оценки НДТ является обеспечение единых требований к процедуре определения соответствия технологических процессов:
‒ при рассмотрении заявки на получение КЭР в случае, если в соответствии с пунктом 1 статьи 67.1 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ не требуется разработка и утверждение ППЭЭ [3];
‒ при рассмотрении и одобрении проектов ППЭЭ межведомственной комиссией до их утверждения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, разработавшими проекты ППЭЭ в целях поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, допустимых сбросов, технологических нормативов [12];
‒ при рассмотрении проектов, включающих в себя использование НДТ для снижения выбросов и сбросов загрязняющих веществ, объемов образовавшихся отходов производства и потребления, сокращения выбросов парниковых газов, энергосбережения и повышения эффективности использования природных ресурсов (зеленые проекты), вовлечения в технологический оборот вторичных материальных ресурсов;
‒ при принятии решений по осуществлению мер государственной поддержки перехода отраслей экономики на принципы НДТ [18];
‒ в иных случаях, когда потребуется определение соответствия НДТ.

При создании системы оценки НДТ должны быть даны четко сформулированные ответы о достаточности имеющихся либо запланированных мероприятий для достижения нормативов допустимых выбросов, допустимых сбросов, технологических нормативов, а также об экологической результативности и ресурсоэффективности предприятий, технологических процессов, оборудования, технических способов и методов на предмет соблюдения требований НДТ.

Для этого Бюро НДТ формирует сообщество, которое составляют эксперты НДТ.

Эксперт НДТ - физическое лицо, включенное в экспертное сообщество НДТ, обладающее научными и практическими знаниями в области НДТ, деловой и профессиональной репутацией и привлекаемое в Бюро для подготовки заключения о соответствии НДТ. Кандидаты в эксперты НДТ предварительно проходят определенную процедуру отбора.

На первом этапе происходит номинирование кандидатов в эксперты НДТ. Рекомендации о включении кандидата в экспертное сообщество могут быть направлены в Бюро НДТ от отраслевых объединений юридических лиц, научно-исследовательских и проектных организаций, образовательных учреждений. В рекомендательных письмах обосновывается необходимость привлечения компетентных специалистов. Далее в Бюро НДТ осуществляется отбор кандидатов в эксперты и лишь при соответствии кандидата определенным критериям принимается решение о включении физического лица в экспертное сообщество НДТ.

Кроме того, Бюро НДТ в рамках системы оценки НДТ определяет порядок, сроки и этапы проведения определения соответствия НДТ. Готовится ряд документов (ГОСТ Р), позволяющих систематизировать порядок назначения экспертов НДТ, их права и обязанности при проведении определения соответствия НДТ, требования к оформлению результатов экспертной оценки, а также порядок взаимодействия экспертов НДТ с заинтересованными федеральными (региональными) органами исполнительной власти.

Заключение

Отраслевые и межотраслевые эксперты, объединенные в экспертное сообщество НДТ в рамках функционирования системы оценки НДТ, при переходе на новые рельсы технологического нормирования могут стать именно тем инструментом, который позволит обеспечить поддержку предприятиям, дав обоснованную и беспристрастную оценку материалам в части соответствия НДТ.

И если квалифицированная экспертная поддержка интенсивного технологического обновления и экологизации базовых отраслей промышленности дело уже решаемое, то поиск независимых и квалифицированных экспертов в области промышленного свиноводства (с учетом региональных особенностей) для формирования сообщества экспертов НДТ – задача на ближайшую перспективу.

Это является необходимым требованием для создания в стране условий по обеспечению лидерства в свиноводстве, модернизации традиционных и формировании высокопроизводительных технологий в отрасли с целью расширения позиций на мировых рынках при одновременном снижении негативного воздействия на окружающую среду.

Литература

  1. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
  2. Скобелев Д.О. Формирование инфраструктуры ресурсно-технологической трансформации промышленности. Экономика устойчивого развития, 2020. №1(41). С. 162‒167.
  3. Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  4. Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 сентября 2018 года №12.
  5. Скопинцева Е. Отечественные свиноводы вырвались в мировые лидеры по производству мяса. Экономика и жизнь, 2020. №23(9839). www.eg-online.ru.
  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 года №2674-р «Об утверждении перечня областей применения наилучших доступных технологий».
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года №1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2014 года №1458 «О порядке определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям».
  9. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 года №2178-р «Об утверждении поэтапного графика создания в 2015‒2017 годах отраслевых справочников наилучших доступных технологий».
  10. Приказ Росстандарта от 13 декабря 2017 года №2819 «Об утверждении информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям «Интенсивное разведение свиней».
  11. Приказ Минприроды России от 21 мая 2019 года №316 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий интенсивного разведения свиней».
  12. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2015 года №999 «О межведомственной комиссии по рассмотрению программ повышения экологической эффективности».
  13. Приказ Минприроды России от 17 декабря 2018 года №666 «Об утверждении правил разработки программы повышения экологической эффективности».
  14. Приказ Минприроды России от 11 октября 2018 года №510 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения».
  15. Волосатова А.А., Морокишко В.В., Цай М.Н., Бегак М.В. Анализ правового регулирования получения комплексного экологического разрешения. Компетентность/Competency (Russia), 2020. №1.
  16. Скобелев Д.О. Эколого-технологическая модернизация промышленности и переход к наилучшим доступным технологиям // Современные тренды экологически устойчивого развития: Сборник тезисов. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (экономический факультет), 2018. С. 153‒154.
  17. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 года №1508 «О некоторых вопросах деятельности Бюро наилучших доступных технологий».
  18. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 года №1388 «Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий Федеральному государственному автономному учреждению «Российский фонд технологического развития» в целях внедрения наилучших доступных технологий и (или) импортозамещения».

 

Скачайте в формате .pdf >>>

вверх